Механизмы защиты ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 

 

Методика Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»

 

Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений
о себе и о мира. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко
к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь.
В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы
искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья
и нас самих как личности.

 

Данный тест поможет разобраться и понять, какие защитные механизмы Вашей психики
являются ведущими (наиболее активными).


 

инструкция Инструкция:

Ниже представлены утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера.
Читайте каждое утверждение и решайте: верно ли оно по отношению к Вам.
Не тратьте времени на раздумье. Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. 
Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте «+» рядом с номером вопроса;
если утверждение по отношению к Вам неверно, поставьте «-» рядом с номером вопроса.
При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить
по отношению к себе как верное, следует считать неверным.



ОПРОСНИК

  1. Я человек, с которым очень легко поладить.
  2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
  3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
  4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
  5. Мне противны непристойные кинофильмы.
  6. Я редко помню свои сны.
  7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
  8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
  9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
  10. В своих фантазиях я всегда главный герой.
  11. У меня не очень хорошая память на лица.
  12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
  13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
  14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
  15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
  16. Многое во мне восхищает людей.
  17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
  18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
  19. Друзья почти никогда не подводят меня.
  20. Мне случалось думать о самоубийстве.
  21. Меня оскорбляют непристойные шутки.
  22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.
  23. Я ненавижу недоброжелательных людей.
  24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу
    сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
  25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
  26. Я склонен к излишней импульсивности.
  27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
  28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
  29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
  30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
  31. Иногда мне хочется увидеть конец света.
  32. Порнография отвратительна.
  33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
  34. У меня нет врагов.
  35. Я не очень хорошо помню свое детство.
  36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
  37. В своих фантазиях я совершаю великие дела.
  38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
  39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
  40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
  41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
  42. Я не скоро замечаю дурное в людях.
  43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
  44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
  45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
  46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.
  47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
  48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
  49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
  50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
  51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
  52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
  53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
  54. Я склонен часто противоречить людям.
  55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
  56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
  57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
  58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
  59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
  60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
  61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
  62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
  63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
  64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
  65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
  66. Меня не слишком раздражает детский плач.
  67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
  68. Я всегда оптимистичен.
  69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
  70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
  71. Я часто испытываю чувство ревности.
  72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
  73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
  74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
  75. Я никогда не бывал панически испуган.
  76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
  77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
  78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
  79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
  80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
  81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
  82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
  83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
  84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
  85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
  86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
  87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
  88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
  89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
  90. Я легко переношу критику и замечания.
  91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
  92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
  93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
  94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
  95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
  96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
  97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат

 

калькулятор Подсчет баллов:


Подсчитайте количество положительных ответов по каждой из 8 шкал,
в соответствии с приведенным ниже ключом.

 

Название шкалы Номера утверждений Результат
A Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94  
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89  
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95  
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74  
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96  
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97  
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87  
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79  

Обратите внимание на 2-3 шкалы, набравшие наибольшее количество баллов –
именно они являются ведущими/основными механизмами защиты Вашей психики.

 

результат Интерпретация результатов:

 

Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих,
если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.
Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию.
Любые негативные аспекты внимания со стороны окружающих блокируются на стадии восприятия,
а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность
безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен
постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.

 

Особенности защитного поведения: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость,
общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие,
умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность,
хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера
поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.
К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности,
богатая фантазия, склонность к розыгрышам.
Предпочтительна работа в сферах искусства и обслуживания.


 

Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств
как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Различают атрибутивную проекцию (бессознательное отвержение собственных негативных
качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых
качеств и проецирование по формуле «все так делают»); комплиментарную (интерпретация своих
реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по
сходству, например, родитель — ребенок).

Особенности защитного поведения: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность,
обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие,
подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям,
тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм,
повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим,
стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.


 

Регрессия — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе
и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессивное поведение, как правило,
поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию
ребенка. В кластер регрессии входит также механизм
 "двигательная активность",
предполагающий непроизвольные действия для снятия напряжения.

Особенности защитного поведения: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов,
податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело,
легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и
неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия
(потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к
мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в
стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко
устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.


 

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или
значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или
отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый
одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.

Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться
индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.


Особенности защитного поведения: импульсивность, раздражительность, требовательность
к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность
чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение
кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.); приверженность к любой
деятельности, связанной с риском; выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается
с сентиментальностью; склонность к занятиям физическим трудом.


Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы
для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов
и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.


Особенности защитного поведения: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать
проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.),
неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость,
забывчивость, боязнь новых знакомств; выраженные тенденции к избеганию и подчинению
подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно
спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.



Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции
ожидания или предвидения, из боязни пережить разочарование. Образование механизма принято
соотносить с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольную
схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля
над любой ситуацией.

Особенности защитного поведения: старательность, ответственность, добросовестность,
самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность
обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность,
дисциплинированность, индивидуализм.


 

Реактивное образование — защитный механизм, развитие которого связано  с окончательным
усвоением индивидом «высших социальных ценностей» Реактивное образование развивается
для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и
возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии).
Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

 

Особенности защитного поведения: неприятие всего, связанного с функционированием
организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью;
избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к
«неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами
насилия), эротической литературе; сильные переживания по поводу нарушений «личностного
пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном
транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения,
актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность,
респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение. Из
других особенностей - осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда
вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.


Компенсация — сложный защитный механизм, который развивается и используется,
как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу
реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация
предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Особенности защитного поведения: поведение, обусловленное установкой на серьезную
и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление
трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом,
коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.


Если у Вас возникли вопросы по тесту или интерпретации результатов
ЗВОНИТЕ, БУДЕМ РАДЫ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
тел. (+38044) 233-83-02
моб. (+38050) 207-37-57
e-mail: office@turana.com.ua